К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней
реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно
безопасных регионах. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что
происходит на другом полушарии (теракт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке).
Или то, что случилось в нашей столице (захват заложников в концертном
зале в октябре 2002 г. или Беслан, сентябрь 2004 го).
Нам приходится задумываться - как наши дети реагируют на происходящее? Как правильно говорить с ними об этом?
Конечно,
реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие
моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты
терроризма.
Возможно, главная реакция - это страх. И за себя, и
за своих близких, и за тех, кто оказался в непосредственной опасности.
Он усугубляется неуверенностью, недостатком информации о происходящих
событиях. Если ребенок раньше пережил другие потери или травмирующие
события, воспоминания об этих событиях могут всплыть именно сейчас.
Характерно
и ощущение потери стабильности. Это очень выбивает из колеи. Терроризм
нарушает привычный ход событий, разрушает доверие к людям, лишает
эмоционального равновесия и чувства безопасности. Растерянность,
ощущение беспомощности - эти чувства могут транслироваться от взрослого к
ребенку.
Гнев - естественная реакция на происходящее. Дети могут
испытывать его по отношению к террористам, к их соотечественникам.
Нужно разрешить им выражать эти чувства. Но гнев может направляться и на
тех, с кем дети чувствуют себя в наибольшей безопасности - на близких.
Как говорить с ребенком.
- Признавайте чувства ваших детей Постарайтесь выразить это словами. Например: "Я вижу, ты потрясен этим".
- Иногда трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: "Это действительно тяжело для тебя и для нас".
-
Скажите ребенку: испытывать страх за собственную безопасность - это
нормально. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются
необходимые меры, чтобы обеспечить эту безопасность. Этим занимается
правительство, армия, другие взрослые.
- Дети, особенно младшего
возраста, могут испытывать непреодолимый страх, который им трудно
выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они могут
беспокоиться и за него и за себя ("Что будет со мной, если папа (мама)
не вернется?"). Обсудите с ребенком возможные ситуации: кто о нем
позаботится, если уедет тот или иной близкий человек? К кому, в случае
необходимости, можно обратиться за поддержкой?
- Если мы просто
говорим ребенку: "Не плачь, все будет в порядке", то тем самым не
признаем серьезности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая
ребенку выразить его чувства, не забываем высказать надежду, что все
наладится.
- Стоит ли подробно обсуждать произошедшее с ребенком?
Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим
школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми деталями. Подростку,
возможно, понадобится подробная информация. Не из праздного
любопытства, а чтобы он мог ответить на свой же вопрос: "Кто может с
этим что-либо поделать?" Старайтесь помочь подростку удержаться от
незрелых реакций и действий ("во всем виноваты мусульмане", "месть
террористам" и т.д.).
Помогайте вашим детям справиться с их страхами.
-
Помогите детям убедиться в их личной безопасности. Расскажите, что
предпринимаются меры предосторожности для предотвращения терроризма.
Например, усиливается охрана аэропортов и мест проведения общественных
мероприятий, тщательно проверяются документы и багаж пассажиров
самолетов, есть современные технические средства, обеспечивающие
безопасность, и т. д.
Укрепляйте ваши обычные семейные ритуалы,
например отхода ко сну (рассказывание сказки, чтение; помогут мягкие
игрушки, любимое одеяло и т.д.). Это повышает у ребенка чувство
стабильности и безопасности. Чем меньше ребенок, тем больше времени
сейчас нужно проводить с ним. Выделите при этом специальное время
(пускай даже небольшое), которое будет посвящено играм или общению
только с ним. Постарайтесь сделать общение как можно более теплым.
-
Обычные страхи детей могут усилиться в это время (страх темноты, резких
звуков и др.). Ребенок может бояться засыпать один. Посидите рядом
несколько ночей, дожидаясь, пока сын или дочь заснут. Разрешайте держать
включенным неяркий свет. Если дети в семье спали в разных комнатах, они
могут захотеть спать вместе, разрешите им это. Постепенно возвращайтесь
к обычным порядкам, пока ребенок не почувствует себя снова в
безопасности.
- Попробуйте показать детям, что чувство контроля
над ситуацией можно приобрести, оказывая поддержку другим людям,
предпринимая какие-то действия. Например, послав необходимые вещи,
игрушки, письма со словами поддержки тем, кто пострадал. Это можно
сделать через соответствующие организации.
Если кому-то из
членов семьи надо уехать на время, предусмотрите какие-то действия на
этот случай. Собирайтесь с семьями тех, чьи близкие тоже уехали по
каким-то обстоятельствам (например, в общую командировку с вашим
родственником).
- Не позволяйте детям проводить слишком много
времени у телевизора в ожидании новостей о случившемся теракте.
Направьте их внимание на любимые занятия. Постарайтесь сами меньше
времени уделять новостям и больше проводить его с семьей.
- Если
вы замечаете у своего ребенка слишком острую или затянувшуюся реакцию на
печальные события, воспользуйтесь внешней поддержкой. Например, помощью
детского психолога, в случае необходимости - и врача. В крупных городах
созданы специальные кризисные службы для детей и подростков. Есть и
другие организации, способные оказать поддержку, - общественные или
религиозные.
- Выберите время для себя и постарайтесь разобраться
в своих реакциях на происходящее настолько, насколько это возможно. Это
поможет вам лучше понять своего ребенка. Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030112.shtml