Cогласно таблице официально зарегистрированных преступлений на
расовой почве в 12 странах ЕС (где велась соответствующая статистика),
за период с 2000 по 2007 гг. только в Чехии наблюдается тенденция к
снижению числа расовых преступлений (на 6.4%), в то время как в других
странах их число возросло. При этом, очевидно, в различных странах сбор
статистических данных велся по различной методике (по числу
"преступлений", "инцидентов", "сообщений о преступлениях", "жалоб",
"правонарушений"); кроме того, в некоторых странах статистика собиралась
с 2001 или с 2002 г. Таким образом, сравнительные результаты носят
достаточно условный характер. Так, в наибольшей степени число
преступлений за период с 2000 по 2007 гг. возросло в Дании (на 43.2%),
далее следуют Словакия (36.2%), Ирландия (31.3%), Шотландия (22.6%),
Франция (20.4%), Австрия (11.7%), Бельгия (8.4%), Польша (8.2%),
Финляндия (6.7%), Англия и Уэльс (4.0%), Германия (3.9%), Швеция (0.8%).
Вместе с тем, несколько иная, более обнадеживающая картина
вырисовывается при сравнительном анализе доступных данных о числе таких
преступлений за последние годы, а именно в 2006-2007 гг. В наибольшей
степени число преступлений на расовой почве возросло в Австрии (79.5%),
далее следуют Польша (58.7%). Ирландия (29.5%), Швеция (9.2%), Шотландия
(4.2%), Англия и Уэльс (3.7%). Вместе с тем, в ряде стран число
преступлений сократилось: здесь лидирует Дания (63.5%), затем следуют
Франция (23.4%), Чехия (21%), Словакия (17.6%), Финляндия (6.7%),
Бельгия (5.2%), Германия (2.9%).
Только шесть стран ЕС собирали статистику по преступлениям на почве
антисемитизма. За период с 2001 по 2007 г. в наибольшей степени число
преступлений антисемитов возросло в Австрии (105.9%), далее следуют
Франция (47.6%), Великобритания (12.1%), Нидерланды (11.7%), Швеция
(2%), Германия (0.4%). Таким образом, за 7 лет во всех странах в той или
иной степени возросло количество преступлений на почве антисемитизма.
Однако тенденция, складывавшаяся в 2006-2007 гг., рисует значительно
более оптимистическую картину. Если в Австрии именно в эти годы имел
место резкий скачок числа антисемитских преступлений, то в остальных
пяти странах число таких преступлений снизилось: в наибольшей степени в
Нидерландах (на 53.7%), далее следуют Франция (32.4%), Швеция (11.9%),
Германия (6.1%), Великобритания (5.6%). Однако и цифры,
cвидетельствующие о резком росте числа преступлений в Австрии, есть
скорее результат очень незначительного числа антисемитских инцидентов в
предыдущие годы, и в абсолютном выражении не столь велики.
Статистика по преступлениям, совершенным на почве крайне правого
экстремизма, велась в четырех странах. В Германии и Австрии число таких
преступлений за период с 2000 по 2007 г. возросло - соответственно, на
9.8% (за период с 2001 по 2007 г.) и на 1.2%, во Франции и Швеции
снизилось - соответственно, на 17.9 и 1.5%.
Вместе с тем, за период 2006-2007 гг. в Швеции и Австрии значительно
возросло число таких преступлений - 42.3% и 37.3.%, соответственно, а во
Франции и Германии снизилось - соответственно на 17.9% и 2.4%.
Для сбора соответствующей статистики требуется надлежащее ведение
базы данных в странах ЕС. В докладе приведена таблица, характеризующая
качество таких баз данных (условно поделенных на четыре категории - от
очень качественной до ее полного отсутствия). Согласно этой таблице,
детальная база данных по преступлениям на расовой основе (с
характеристиками преступлений и преступников, местом насилия и пр.)
ведется в Финляндии, Швеции и Великобритании. База данных, в которой
фиксируются инциденты и преступления на почве крайне правого
экстремизма, ведется в Австрии, Бельгии, Чехии, Дании, Франции,
Германии, Ирландии, Польше, Словакии. Ограниченная база данных, где
фиксируются сведения о судебных делах, детальная информация часто
доступна лишь в случае специальных запросов, и относящаяся к общей
расовой дискриминации, есть в Болгарии, Кипре, Эстонии, Венгрии, Латвии,
Литве, Люксембурге. Наконец, официальных данных о расовой преступности
нет в Греции, Мальте, Португалии, Румынии, Испании. Эксперты каждый год
фиксируют динамику развития такой базы в разных странах - в результате в
2009 г. Бельгия была переведена из третьей категории во вторую, Кипр -
из четвертой категории в третью, а Италия, Мальта и Португалия из
третьей категории попали в наихудшую - четвертую.
Отдельная таблица посвящена этнической принадлежности лиц, ставших
жертвами преступлений (нападений, угроз, оскорблений) за последние 12
месяцев. Отдельно учитывались случаи насилия по мотивам расовой
ненависти, и в отсутствии таковой. Чаще других становились жертвами
насилия цыгане и выходцы из стран Африки к югу от Сахары (22%, из них
18% - по расовым мотивам), североафриканцы (соответственно, 15% и 9%),
турки (12%, 8%), уроженцы Центральной Европы (11%, 7%), русские (9%,
5%), уроженцы бывшей Югославии (6%, 3%). Иначе говоря, почти каждый
четвертый цыган и уроженец юга Африки становился жертвой той или иной
формы преступления, и каждый пятый - преступления на расовой почве.
Соответственно, жертвой преступления становился каждый десятый русский, и
каждый двадцатый - преступления на расовой почве.
Авторы доклада отмечают прогресс в ведении учета преступлений на
расовой почве и фактов расовой дискриминации в ряде стран ЕС. Так,
Швеция, в дополнение к категориям "ксенофобии", "антисемитизма",
"исламофобии", ввела категории преступлений "анти-афрошведской"
"антицыганской" направленности. Эффективная система расследования
расовых преступлений функционирует в Финляндии. Стали учитываться
расовые мотивы в расследовании преступлений против личности в
Португалии, Греции и Италии. Намечаются соответствующие изменения в
законодательстве Литвы и Венгрии. При этом авторы доклада отмечают, что в
Латвии, хотя и были введены соответствующие поправки в
законодательство, на практике они не действуют.
Особую роль в распространении расовой ненависти играет Интернет. Так,
в Польше в 2007 г. зафиксировано 230 сообщений с расистским и
ксенофобским контентом. В ряде стран начинают бороться с этим явлением: в
2008 г. австрийский Федеральный суд приговорил кибер-преступника на
расовой почве к 9 месяцам тюрьмы. Вместе с тем, только пять стран ЕС
(Кипр, Дания, Франция, Латвия и Литва) подписали протокол о борьбе с
подобными преступлениями.
Различия в статистических подходах делают нелегким анализ этнической
дискриминации в социальной сфере, но явные тенденции все же
просматриваются. Так, статистический анализ 2008 г. показал, что в
Германии шансы на получение работы у молодых людей из второго поколения
иммигрантов на 15% ниже, чем у их немецких сверстников. Анализ положения
в Эстонии показывает, что, в сравнении с этническими эстонцами,
положение некоренного население характеризуется высоким уровнем
безработицы, нестабильной работой, более низкими должностями, большей
диспропорцией между уровнем образования и занимаемой должностью.
Что касается судебных дел, связанных с расовыми преступлениями и
дискриминацией, то только малая часть их рассматривается в суде. Так, в
Ирландии в 2008 г. было заведено всего лишь два уголовных дела против
работодателей, которые проявляли дискриминацию по отношению к наемным
работникам, в Португалии зафиксирован единственный подобный случай. В
других странах ЕС примерно такая же статистика.
За последние годы в странах ЕС имели место дискриминационные
объявления, как например, в Австрии: "только австрийцы" или "только
носители немецкого языка"; в Дании о трех таких объявлениях было
сообщено в полицию. В Эстонии Юридический центр защиты прав человека
призвал к ответственности фирму, которая нанимала работников, чей
"родной язык - эстонский", а в Финляндии омбудсмен по национальным
меньшинствам рассматривал 33 объявления о найме работников, содержащих
требование "финской национальности" и/или "совершенного владения финским
языком". Незаконность подобных объявлений специально подчеркивалась
решением Европейского суда.
От НГО и других структур поступало много сообщений о случаях расизма и
ксенофобии в 2008 г. Зафиксировано несколько антипольских инцидентов в
Восточной Германии. Из Австрии сообщали о дискриминационных действиях
против хорватов, турок, индийцев, иранцев, тунисцев - в т.ч. отказах
обслуживать женщин в хиджабах, издевательстве со стороны коллег по
работе при невмешательстве работодателя, угрозах и оскорблениях в
публичных местах. Один африканец подвергся расистским издевательствам на
военной службе со стороны других военнослужащих, иногда надевавших
куклуксклановские балахоны. В Бельгии объектом оскорблений в течение
года был марокканец, без всякой реакции со стороны работодателя. В
Ирландии француз африканского происхождения был уволен на расовой почве.
В Германии оскорблениям подвергался нигериец; работодатель посоветовал
ему не обращаться с жалобами, иначе его "выдворят обратно в лес".
Наглядное представление об уровне расизма дают опросы, проводившиеся в
странах ЕС. Так, в Словении из 132 опрошенных работодателей 31.5%
заявили, что предпочли бы нанимать граждан Словении или словенцев по
происхождению. В Литве 40.7% работодателей не взяли бы на работу цыган. В
Финляндии отношение к найму цыган варьируется в зависимости от
экономического сектора: в строительстве 65% работодателей могли бы
использовать труд цыган (обладающих соответствующей квалификацией),
против 41% в розничной торговле.
Проводятся и опросы самих мигрантов и представителей меньшинств. Так,
в Швеции опубликован опрос взрослых африканцев, в котором многие
жаловались на дискриминацию и расизм на рынке труда. Во Франции более
трети опрошенных не сообщали о случаях дискриминации, которую испытывали
на работе, прежде всего от самого нанимателя. Большинство
женщин-мигрантов, опрошенных в Германии, утверждали, что испытывают
дискриминацию на рынке труда или в обучении, вплоть до случаев грубого
запугивания.
Исследование, проведенное в Ирландии, показало, что выходцы из
неанглоязычных стран испытывают значительно более высокую дискриминацию в
поисках работы; больше всего себя считают пострадавшими нигерийцы и
китайцы. Согласно исследованию по Великобритании, о невозможности
преодолеть карьерный порог по расовой причине утверждают треть выходцев
из Азии и 20% чернокожих менеджеров. В Бельгии большинство жителей
турецкого или марокканского происхождения ощущают, что имеют меньше
возможностей получить работу, чем коренные бельгийцы. После получения
диплома турки и марокканцы в среднем тратили на поиски работы почти
четыре месяца, в то время как коренные бельгийцы три - чуть более двух
месяцев.
Но не все представители меньшинств жалуются на притеснения. Так,
согласно опросу 2008 г. украинские мигранты в Польше заявили, что в
целом не испытывают притеснений. В Болгарии только 1% женщин-иммигранток
чувствовали себя жертвами дискриминации на рынке труда. Но в некоторых
странах дискриминации подвергаются не столько "иммигранты", сколько
местные цыгане: около 60% цыган, опрошенных в Болгарии, Чехии, Румынии и
Словакии, заявили, что испытывали дискриминацию. Согласно недавним
отчетам из Испании, почти каждый опрошенный цыган говорил, что хотя бы
однажды сталкивался с дискриминацией в поисках работы.
Показательный эксперимент был произведен в Бельгии. 50 работодателям
были поданы по два резюме - абсолютно идентичных, за исключением графы
об этническом происхождении нанимающегося на работу. Этнические
бельгийцы получили работу в 60% случаев, представители меньшинств - в
25%.
Этнические меньшинства сталкиваются иногда с дискриминацией
религиозного и культурного характера. Если в Дании 9 из 10 работодателей
стараются позволить меньшинствам соблюдать их основные религиозные
праздники и разрешают женщинам носить хиджабы, а в Швеции такое
положение закреплено законодательно, то в Словении только 34% из 112
опрошенных работодателей готовы позволить работникам соблюдать их
главные религиозные праздники, а большинство не считает возможным
ношение религиозной одежды на рабочем месте. В Бельгии руководство 71%
больших компаний и 55% процентов средних полагают, что ношение хиджабов
сотрудницами, в обязанность которых входят контакты с клиентами, имело
бы негативные последствия для контактов. Далее в докладе FRA
указывается на дискриминационную практику при съеме жилья, в медицинском
обслуживании, в доступе к образованию. Имеют место проявления расизма в
учебных заведениях; иногда расистский контент встречается в школьных
пособиях.
В докладе подробно рассматриваются изменения в законодательствах
стран ЕС, имеющие отношения к проблемам расизма и ксенофобии. Такие
изменения касаются наказания виновных в расистских преступлениях и
дискриминации, компенсации жертвам расистских действий. Особое внимание
уделяется правам и защите детей. В некоторых странах местные
правозащитные организации потребовали от властей улучшить положение
мигрантов в иммигрантских центрах и общежитиях. Многие проблемы
мигрантов связаны с проблемами получения виз и пограничным контролем,
что также является предметом обсуждения правозащитных организаций этих
стран.
источник: Antirasizm.ru
|